Забронировать - выбор приюта

История создания

Примечательно, что история появления национального парка «Таганай» началась… в Миассе. В 1979 городской исполком направил в областное Управление лесами предложение создать лесопарк «Тургояк». Идея витала в воздухе давно, но документально её оформили лишь к концу семидесятых. Тогда же было проведено лесоустройство. К процессу активно подключился генеральный конструктор ГРЦ Виктор Макеев. По его задумке, будущий лесопарк «Тургояк» должен стать самостоятельной единицей, которая войдёт в Управление лесами. Довести задуманное до конца помешали начавшиеся в середине восьмидесятых перемены.

Тем не менее, от идеи не отказались окончательно. Кроме того, в соседней Башкирии национальный парк появился в 1983-м, и власти Челябинской области не хотели оказаться в роли отстающих. Предложение создать особо охраняемую природную территорию поступило вновь – на сей раз от Златоуста, где в начале восьмидесятых появилось общественное движение зелёных. Услышав об этом, миассцы напомнили о том, что первыми были они.

В первой версии эколого-экономического обоснования в будущий национальный парк включили территории трёх миасских лесничеств: Новоандреевского, Северного и Тургоякского, а также часть Шумгинского в Кусинском районе и всё Таганайское лесничество в районе Златоуста. Миасская сторона возражала, настаивая, что центр парка «Тургояк» непременно должен быть у них. Златоуст приводил свои доводы: именно там располагался горный комплекс, значит, там парку (и его главной конторе) и место. Дебаты были долгими и жаркими. В итоге Управление лесами поддержало Златоуст. Затем рабочая группа заручилась поддержкой облисполкома. Его председатель Пётр Сумин поставил условие: если до конца года сделано ничего не будет – парк не появится. «Закрывать» все возникшие оргвопросы пришлось за счёт бюджетов лесхозов. Активно подключилась и администрация Златоуста во главе с Василием Мальцевым и его заместителем Валерием Кутышевым. А вот договориться с Миассом так и не получилось – тогдашний глава города Владимир Григориади встал стеной. Если бы не это, в городе появился бы национальный парк «Тургояк», а таганайская часть «приросла» бы чуть позже – предварительное согласие на это уже было получено в министерстве.

Но «гонку» за национальный парк выиграл Златоуст. Тем более что местные общественники во главе с Валерием Кутышевым создали движение «Мы за национальный парк» и собрали 40 тысяч подписей. Такая поддержка стала ещё одним камешком на чаше весов.

Что касается промышленных рубок, которые были якобы запланированы на Таганае, то специалисты-свидетели и участники тех событий единодушно утверждают: такого быть не могло. Прежде всего, потому что к тому времени горные леса вокруг Златоуста из второй (эксплуатационной) группы перевели в первую (защитную). Этот статус надёжно охранял от рубок главного пользования, тем более сплошных. Да и местные лесники, для которых материалы лесоустройства были сродни Библии, такого бы не допустили. Таганайские леса и сейчас относятся к защитным.

Создание национального парка ускорил и перевод директора областного Управления лесами Валерия Шубина в столицу – в 1990 году его назначили министром лесного хозяйства РСФСР. Уже будучи руководителем ведомства, но пригласил одного из своих подчинённых и сказал: в Челябинской области должен быть нацпарк. Распоряжение приняли к исполнению. В Челябинской области оно воплощалось в жизнь под руководством тогдашнего руководителя Управления лесами Зуфара Камалетдинова.

5 марта 1991 года было подписано Постановление Совета Министров РСФСР «О создании Государственного природного национального парка «Таганай» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Челябинской области».

 

dAGfOyaTzvo.jpg

 

фото из Архива парка, 1905 г.