- Алексей Михайлович, неужели туристов на колёсах и гусеницах сегодня так много?
- Очень много. Когда я пришел работать в Парк, подобная техника была только у обеспеченных людей. И на Таганае её было мало не потому, что запрещали, просто её было немного физически. Сейчас ситуация поменялась кардинально, и техники такой много, она доступна практически каждому. Подержанный снегоход или квадроцикл можно купить за 50-60 тысяч рублей. Думаю, только в Златоусте таким транспортом владеют человек 500, а то и больше. Раньше это была экзотика, сейчас - обыденность и повседневность
- Как поездки по парку на квадроциклах и снегоходах вредят флоре и фауне?
- На нашем сайте была отдельная статья, мой заместитель по науке Марина Середа подробно освещала эту тему в прессе. От себя могу добавить: многие ошибочно думают, что природе вредит только квадроцикл, а от снегохода никакого ущерба нет. Я считаю ровно наоборот - снегоход значительно вреднее для парка, чем квадроцикл. Потому что он тревожит наших главных обитателей: лосей, медведей, косуль - это животные, которым зимой нужен покой, особенно первым двум. Мишка спит, его, как говорится, вообще не трогайте. А лось может спокойно жить зиму учитывая наши природные условия: мало хищников, которые могут его побеспокоить (в основном, это волк), хорошая кормовая база. Главная проблема, с которой сталкивается лось - снежный покров, снега у нас очень много, и сохатым очень трудно передвигаться по сугробам глубиной более 80 сантиметров, поэтому и важно их минимум беспокоить. К примеру: размер суточного хода лося в феврале-марте может быть не более 200-300 метров. Снегоход, в отличие от квадроцикла, проезжает практически везде, его скорость по снегу достигает 70-80 км в час. Вот и представьте себе: сохатый, которому сложно пройти в день больше 300 метров и эти "дикие гонщики" с выхлопом перегара, как правило, дальше, чем звук их снегоходов. А потом в сети, появляются ролики, когда эти молодцы на 10-15 снегоходах загоняют лося, запрыгивают на него и прочие издевательства над животным вытворяют - формально они ничего не нарушают. А по факту животное это, скорее всего, погибнет, если 2-3 раза с ним вот так «поиграться».
- То есть, до этого времени техника по парку ездила. Это как-то регулировалось?
- Вообще, мы рассчитывали данный вопрос решить так: есть специально разработанные тропы и маршруты для вездеходной техники, которые не соприкасаются с пешеходными, лыжными, велосипедными тропами, или пересекаются минимум. Разрабатываются и утверждаются правила перемещения (катания) по Парку подобной техники. Если человек обращается в Парк с просьбой: «Хочу совершить туристическую поездку по Парку», с ним проводят инструктаж по правилам посещения, объясняют маршруты, выдают разрешение и вперед, катайся по маршрутам и даже без нашего сопровождения. Такая схема действовала, как минимум, 2 года. И что мы в результате получили? Куча нарушений (мусор, костровища), бесконтрольное катание по реликтовой тундре, заповедной зоне. Вопиющий случай - катание на Чёрной скале. Это надо было додуматься: поехать по деревянному, пешеходному настилу на 18-ти квадроциклах! Переломали там все!
- Приняты ли какие-то меры по отношению к этим нарушителям, кстати, жителям Екатеринбурга?
- В том-то и проблема: у них были разрешения, которые мы им и выдали. То есть, формально они ничего не нарушили, суд в случае разбирательства будет, безусловно, на их стороне. Возместить ущерб их тоже не заставишь, они от всего отказались официально, сказали: это не мы.
- Потому и было принято решение ввести полный запрет на въезд любой мототехники на территорию парка? А как регламентирует этот вопрос федеральное законодательство?
- Федеральным законом въезд любой мототехники на особо охраняемые природные территории запрещен. Исключение - только спецтехника, ведущая хозяйственные работы: ремонт ЛЭП, обслуживание линий связи и дорог и прочее. Сотрудники нацпарка имеют право ездить для обеспечения деятельности парка, туристы - только по специально отведенным маршрутам и с соблюдением режима национального парка. Но сейчас таких маршрутов пока нет.
- Как с 1 ноября будут контролировать въезд техники в парк? Какие мероприятия будут проводиться? Наверняка, найдутся квадроциклисты-"пофигисты". Что делать с такими?
- Мы понимаем, что вопрос этот очень сложный. Для "пофигистов" готовим пару сюрпризов. В основном эффективнее всего совместные рейды, с полицией, и Ростехнадзором, когда у нас есть возможность смотреть все: и нарушение режима Парка, и регистрацию техники, и наличие прав на ее управление, и даже то, трезв ли водитель квадроцикла или снегохода. Прорабатываем вопрос административного ареста техники и эвакуации ее на штрафстоянку, до окончания разбирательства. Думаю, это произведёт определенный эффект. Но несмотря на это все, иллюзий мы, конечно, не питаем, и представляем, что остановить такой поток техники, будет очень сложно. Парк весьма популярен среди подобной публики.
- Каков размер штрафа для нарушителей?
- Размер штрафа от 3 000 до 4 000 рублей. Если будет установлен ущерб, его придётся возместить.
- Будут ли устанавливать шлагбаумы и запрещающие таблички?
- Они уже есть по всей территории Парка. Я убеждён, что они должны быть не запрещающие, а информационные. Человек должен видеть - дальше территория парка "Таганай".
- Правда ли, что до 1 ноября нацпарк предупредил каждого владельца мототехники о запрете лично? То есть, большинство любителей погонять в курсе?
- Да. Те люди, которые имели у нас разрешения на въезд, оповещены лично.
- Велосипеды тоже попадают под запрет?
- Под запретом только техника с двигателем внутреннего сгорания, так называемые механические транспортные средства. Чёткое определение этого понятия дано в Правилах дорожного движения. Велосипеды не запрещены.