Заместитель директора по научной работе и экологическому просвещению нацпарка Марина Середа о том, как различить следы волка и собаки и зачем зайцы обнимают пихты.
В нацпарке "Таганай" завершилась «перепись населения». Чтобы подсчитать зверей сотрудники вместе с инспекторами Таганайского и Шумгинского лесничеств прошли 17 лесных мартшрутов и преодолели более 170 километров заснеженных троп. О зимнем маршрутном учёте (ЗМУ) и о том, как непросто читать "белую книгу" рассказывает Марина Середа.
Каждый зверь оставляет следы, которые охотоведы могут отличить и «прочитать». Это как отпечатки пальцев у человека. Возьмём для примера куницу. Зимние следы у неё большие. Больше, чем спичечный коробок. Но лапки на самом деле маленькие. Просто все четыре конечности обрастают мехом к зиме и становятся похожи на снегоступы. Вот опушка и создаёт такие, казалось бы, большие следы, большие отпечатки. Зверёк ещё прыгает: ставит передние лапы, а в них - задние.
Фото: Кунья тропа
И получается двойной отпечаток. Кстати, на насте внутри следов видно маленькие лапки. Можно рассмотреть подушечки, коготки.
Своебразные следы у землероек. Они немного похожи на следы горностая. Но у землеройки часто видно отпечаток хвостика, который она тянет за собой, а у горностая, естественно, такого нет.
Фото: пробежала землеройка
К тому же все куньи прыгают так, что правая лапа немного впереди, а левая сзади. Или наоборот. А землеройка ставит лапы симметрично.
А вот следы горностаев при ЗМУ учитывать сложнее всего. Они очень часто "ныряют", ходят по низу, то есть под снегом. Между корешков. В лесу снег неплотный. А весной под снегом образуется пространство за счёт подроста молодых елочек. Потому горностая можно просто не увидеть, хотя он спокойно будет ходить рядом. Обычно этот пушистый житель леса идёт параллельным маршрутом. Горностай ставит задние лапы впереди, и это тоже видно по следу.
Фото: след горностая на подтаявшем снегу
Следы норки крупнее, чем горностая. Норка обычно идёт большими прыжками и лапки ставит параллельно. Если у куницы между следами есть пространство, то у норки его практически нет.
Фото: след норки по глубокому снегу
По следам того же зайца можно, между прочим, определить начался ли у него брачный сезон. На глубоком снегу косой оставляет "чирки". Гениталии тяжелеют, и он бороздит снег.
Фото: беляк чертит снег
Определить зайца можно и по жировкам. Когда заяц одно и то же место пересекает несколько раз, а потом останавливается. Там могут быть какие-то съедобные для него кусты. Во время ЗМУ считается каждое пересечение следа. Видно: тут он погрыз, словно садовыми ножницами постриг и вокруг всё истоптал. Тут же заяц оставляет помёт. С такими следами порой очень сложно разбираться.
Фото: заячья жировка
Также заяц делает «задир» на пихте. Осенью в одном месте так съели целый гектар пихты. Лось не мог - он пихту не ест. Кабан бы оставил борозды на земле. Поэтому я предположила, что всё-таки это заячьих зубов дело. Тем более, на такой небольшой высоте. Если он на задние лапы встанет, то он сможет вот так пихтушку ободрать. Конечно, это немного странно выглядит: стоит заяц и «обнимается» с деревом.
Фото: пихтовая трапеза зайца
Белка задние лапы ставит впереди. Благодаря этому во время ЗМУ можно определить направление, в котором она прыгала. К тому же, у белочки задние лапки крупнее. Характерно только для белки и то, как она шелушит шишки. Например, дятлы или клесты оставляют шишку целиком, а она только стерженек. Белка может обедать на дереве, а может и на земле. В начале весны, когда снег небольшой, она садится возле комля дерева и грызёт шишки. По таким "столовым" можно определить, что белка здесь была. Можно даже самих следов не видеть.
Фото: беличья столовая
Когда снег ещё неглубокий, белки также часто делает неглубокие прикопы, и прячут там шишки, грибы про запас. Либо вынимают корешки в начале зимы. В таких- же же норках белки обычно ночуют. В километре от центральной усадьбы прямо возле дороги можно увидеть много этих норок. Ведь у белок зимой нет постоянных жилищ.
Фото: беличьи приколы
Из более крупных животных достаточно легко определить енотовидную собаку. Она делает небольшую траншею, как бы бороздит снег. И главный признак - пальцы расходятся веером. Такое нехарактерно ни для лисицы, ни для обычной собаки. Енотовидная собака вообще-то впадает в спячку, когда морозы наступают. Но во время оттепели она может просыпаться и ходить.
Фото: следы енотовидки по насту
Траншею в земле делают и кабаны. Особенно секачи. Они волокут по земле брюхом и ходят по одному. У них брачный сезон заканчивается осенью, в начале зимы, и секачи уходят из стада. Если самец матёрый, он всегда один. Это молодые самцы, годовики могут гуртом ходить по два, по три, пока не заматереют.
Кабан секач тоже оставляет следы на пихте. То ли чешет клыки, то ли метит территорию. Такие метки можно увидеть на деревьях совсем рядом, буквально в километре от Центрального входа, если идти по просеке ЛЭП.
Метки клыков кабана весной 2013г.
Походят на кабаньи следы косули и лося. Но у кабана расстояние между пястными мозолями больше. У косули нет траншеи, как у кабана, идет строчкой. Следы косули похожи и на лосиные, но сам след и шаги намного меньше. Если у лося шаг до полутора-двух метров, то у косули до метра. Ну и сам провал в снег, конечно, мельче.
Фото: косулиная строчка
Неопытные охотник могут спутать такие следы со следами лосят. Но лосёнок без мамы не ходит. Тем более, лосята рождаются в мае, и к зиме они почти достигают размеров взрослого зверя и шагают с большим размахом. Есть ещё такое понятие - почерк следа. Благодаря ему можно, например, отличить след лося от коровьего. Если корова идёт, пошатываясь из стороны в сторону, то копытные идут чётко и целенаправленно. Тот же лось часто делает рогами задиры на деревьях.
Фото: лосиная ческалка
Крупный, округлый след размером обычно в половину человеческого оставляет рысь. Этот хищник ставит лапы след в след. Видно отпечатки подушечек. Если не знаешь, то можно спутать с крупным лисовином. Но у рыси отпечаток глубже. К тому же рысь коготков никогда не высовывает. Рысь и обедает по-особенному. К примеру, зайца она съедает не целиком. Только тушку, а четыре лапки не трогает.
Фото: след крупной рыси по первому снегу
Лисица тоже ставит ножки ровно, а следы на утюжок похожи. Но лиса не продавливает снег так сильно, как, например, косули. Следы самца (лисовина по- охотничьи) больше следов самочки. Лиса может несколько километров идти след в след. Это классический лисий «тихий ход».
Фото: лисица с добычей, слева видна поволока от жертвы
След волка похож на собачий, но отпечаток более вытянутый. Ну и конечно, собаки более безалаберные, а дикие звери аккуратно ходят. Если собака идёт по дороге, то она обязательно каждые 50 метров будет сворачивать с тропы: тут побегает, там понюхает. Она не будет как лисица или волк несколько километров идти след в след.
Фото: след волка
Похожи между собой следы рябчика, куропатки и глухаря разнятся они только размерами. Рябчик в рыхлом снегу оставляет небольшую траншею. У глухаря она больше - до 10 сантиметров. Так что тропы он хорошие натаптывает. Ещё птицы оставляют на снегу отпечатки крыльев. Тот же филин, когда садится на землю, обязательно крыльями упирается. У филина лапы и крылья очень мощные.
Фото: посадка филина у Большой тесьмы
Некоторых птиц можно определить по остаткам обеда. Вот дятел, как ест? Он находит в дереве трещину, вставляет туда шишку, садится и семечки вынимает. Это называют ещё «станок» дятла. Естественно, шишку он лущит не так, как белка, к примеру. Шишка после дятла получается растрепанная с одной стороны. Если же шишка со всех сторон поклёванная, то это может быть лакомился клёст.
Фото: станок дятла