Забронировать - выбор приюта

Про зебру на ёлке и приключения фотографа в дикой природе

В среду, 25 марта, в Челябинский краеведческий музей приехал профессиональный фотограф дикой природы Андриан Колотилин. Известный московский природозащитник и путешественник встретился со своими коллегами из южноуральских городов, студентами и членами народной фотостудии «Каменный пояс».

Председатель регионального отделения Союза фотохудожников России и директор краеведческого музея Владимир Богдановский, встречая гостя, отметил, что благодаря приезду такого замечательного мастера, как Андриан Колотилин, наши местные авторы смогут освоить этот сложный жанр — съемку животных в дикой природе. «Мы как раз работаем над фотоальбомом “Первозданная Россия. Южный Урал” и пришли к выводу, что пейзажи у нас снимают красиво, а вот живности на наших фотографиях недостаёт. Очень хорошо, что фотографы со всей Челябинской области приехали на эту встречу, готовы слушать, учиться и работать».

На память о визите на Южный Урал и о музее Владимир Богдановский подарил Андриану Колотилину фотоальбом «Южный Урал — одно из красивейших мест мира» и «Путеводитель по Челябинской области».

В Челябинскую область Андриан Колотилин прибыл поработать в национальном парке «Таганай». Почти месяц он жил на лесных кордонах, фотографировал природу и диких животных. Как и любой профессиональный автор, Андриан не стал показывать публике «сырые» снимки, а продемонстрировал на большом экране уже готовые «продукты» своей работы в других природоохранных зонах нашей страны — в Полистовском заповеднике (Псковская область) и на Дальнем Востоке.

Зрителей покорили обстоятельность рассказа и безупречное качество материала. Тем более что Андриан намерен вернуться на Таганай и продолжить работу: «Эта тема для меня только начинается, я лишь познакомился с Таганаем, поработал всего месяц. Животные и птицы здесь очень интересны. Например, на Откликном гребне гнездится сокол-сапсан, лосей удалось заснять. Но в тот период, когда я попал в национальный парк, большинство его обитателей или спали, или были малодоступны из-за снега. Приеду весной, летом или осенью, когда разнообразия будет больше. Ваша зимняя природа меня особенно поразила на Дальнем Таганае, где деревья стоят под плотными «шубами» снежных кристаллов».

Едва Андриан Колотилин переступил порог краеведческого музея, как был окружен вниманием со стороны местных фотографов. Гостю показали размещенные в залах выставки фотографий челябинских авторов — «Вершины мира. Координаты чудес» Натальи Беленцовой и «Национальные парки мира» Владимира Богдановского.

Я не ожидал такого большого интереса к природной фотографии на Урале, меня это радует и удивляет. У ваших работ очень высокий уровень, как в Москве и Санкт-Петербурге,— поделился мнением гость.

Зал музейно-выставочного центра был полон зрителей разных возрастов и различного уровня мастерства. Фотоаппаратуру, специально привезенную Андрианом Колотилиным, рассматривали долго и с интересом, задавали вопросы. Герой встречи поблагодарил всех собравшихся за внимание к его работе.

Мне приятно, что в зале полно людей, моих коллег и специалистов, которые понимают, чем я занимаюсь. Я не фотографирую красивые закаты и рассветы, туманные пейзажи и горы. Мне хочется, чтобы на снимке была ещё какая-то информация, рассказ о проблеме, о взаимодействии человека и природы, ведь я природоохранный фотограф. Раньше издавалось большое количество иллюстрированных книг и материалов о природе, можно было увидеть фотографии следов животных, узнать, как выглядят та или иная птица, растение, минерал и т. д. А потом всё это пропало. Я решил восполнить пробел и сделать несколько материалов о российских заповедниках. Работаю над ними до сих пор. Весна, лето и осень — это мой полевой сезон, а зимой обрабатываю результаты, пишу статьи для журналов и своего блога, участвую в выставках.

Андриан Колотилин с восторгом и готовностью рассказал о своей работе залу: «Красивые горные вершины вы и сами хорошо снимаете,— смеется гость.— А моя работа заключается в другом: я хожу целый день вместе с инспекторами по парку, делаю всё то же, что и они. А потом, вечером или утром, начинается фотосъёмка, причём самые удачные кадры получаются в плохую погоду. Иногда промокаешь насквозь, по два часа лёжа в болоте, или отмораживаешь локти. Помимо фотографии приходится и пожары тушить, и браконьеров выслеживать».

Любителям художественной фотографии, пришедшим на творческую встречу, было интересно узнать про то, как Андриан Колотилин сделал свои снимки, победившие в конкурсе «Золотая черепаха». Например, всем известный снимок с плывущей лягушкой, оставившей закрученный след на воде. Рассказывая об особенностях макросъёмки, Андриан объяснил, что в научной фотографии монтаж, обработка и другие «мистификации» недопустимы. Фотошоп уместен лишь для художественных работ, не претендующих на реалистичность. Выставлять то, чего не может быть в природе, мастер не советует, сравнивая такие работы с «зеброй на ёлке».

Кстати, о ёлках. Андриан поделился своими фотографическими мечтами, рассказав, что хочет сделать фоторассказ о жизни именно этого дерева. На прощание Андриан Колотилин посоветовал всем, кто приходит в лес с фотоаппаратом и без него, внимательно относиться к природе, наблюдать за её жизнью, не вредить.

Сотрудник пресс-службы национального парка «Таганай» Инна Гладышева заверила, что Андриан Колотилин посвятит южноуральской природе весь этот год: «Мы пригласили Андриана, он будет приезжать и снимать в национальном парке в разные времена года. Потом, надеюсь, мы снова соберемся здесь и посмотрим, что получилось».

Пресс-служба областного краеведческого музея.