Забронировать - выбор приюта

Состояние троп

Верхняя тропа (отмаркирована бело-красной краской)

Идёт по восточному склону хребта Большой Таганай.

От Крестов представляет собой довольно крутой твердый грунтовый спуск в долину ручья Чистый (ок. 400 м). Через ручей есть мост. Далее идет такого же качества крутой подъем к  пожарной просеке, затем тропа по прямой выходит к коренной террасе реки Большая Тесьма – влажность на этом участке повышенная. Далее по крутому каменистому спуску до Оленьего моста через Большую Тесьму ок. 300 м. На левом берегу есть стоянка.

Далее тропа каменистая, идет круто вверх на ЮВ склон Двуглавой Сопки и примерно через 1 км разветвляется: налево – на Скалодром и прямо – на Белый ключ (до него примерно 1,5 км).

От Белого ключа можно выбрать одно из двух направлений Верхней тропы. Левое - более экстремальное – идёт по скальному подножью горы в виде узкой тропки и пересекает на своем пути 11 малых и больших курумников. Они опасны в сырую погоду и тёмное время суток. Правое - более протяжённое, широкое и заболоченное.

Оба направления сходятся  недалеко от стоянки на берегу ручья Гремучий ключ. Здесь переправа через водоток идет по камням и опасна только в паводок и высокую воду при обильных ливнях. За ручьем начинается крутой каменистый подъем на перевал между Двуглавой сопкой и Откликным гребнем. Примерно через 500 м – приют Гремучий ключ.

Далее Верхняя тропа продолжается более пологим каменистым подъемом (около 2 км) к подножью Откликного гребня. От Откликного гребня Верхняя тропа около 500 м идет по ровной седловине до развилки: прямо – в Долину сказок и на Круглицу; направо - на Заячьи поляны и приют «Таганай». В приюте «Таганай» Верхняя тропа заканчивается, а точнее, стыкуется с Нижней тропой.

Нижняя тропа (отмаркирована бело-голубой краской)

От Крестов представляет собой крутой грунтовый глинистый спуск в долину Чистого ручья. Затем в виде широкой грунтовой дороги идет к Железному мосту (Средний брод). За мостом налево идет тропа на Белый и Гремучий ключи, но она больше используется как техническая дорога, направо – к Большой Каменной реке и стоянке «Веселый Ключ». Тропа представляет собой широкую каменистую дорогу, по мостам пересекая два ручья с заболоченными берегами, и через 1,5 км выходит к стоянке «Веселый ключ».  Здесь есть родник. Со стоянки открывается панорама Большой Каменной реки и Двуглавой сопки, а с середины россыпи - и Откликного гребня. Ширина курума в этом месте 200 м. По курумам опасно ходить в сырую погоду.

От Веселого ключа тропа набирает уклон, он проходит по валунам, а во время дождей это сплошной водяной поток. Через 4 км – стоянка «Писаный камень» и одноименный ручей. Примерно через 2 км – перегиб перевала и выход на водораздел «Зеркало»  («Стекляшка»). Переходить его необходимо по донным камням. Сюда с востока выходит тропа, идущая через «Монблан».

За «Зеркалом» хорошая задернованная тропа перемежается с грязной старой гатью. На первом задернованном участке есть правый поворот на Заячьи поляны (обозначен указателем). Отсюда начинается пологий спуск к приюту «Таганай» около (2 км). В верхней части он грунтовый задернованный, в средней - заболоченный с гатью, в нижней – переувлажнённый.

После приюта «Таганай» в направлении Киалимского кордона валунов на тропе меньше, но по-прежнему грязно. Тропа пересекает два русла Малого Киалима (Киалимчики), мостов на которых нет. В 200 м от последней переправы -  «Стрелка» (развилка на Киалим (1,5 км) - Три брата (1,5 км) – «Метеостанцию» (4 км). От Стрелки до Киалимского кордона на тропе вновь крупные камни и большое количество водотоков.

Далее тропа идет на север, но называется уже Карабашская тропа. От кордона можно подняться к приюту «Метеостанция» (ок. 5 км). В нижней части на пути много валунов и грязи (даже в сухую погоду) из-за горных ручьёв. Сухая тропка начинается через 2 км, еще через километр она соединяется с тропой, идущей от «Стрелки». От этого стыка  до вершины Дальнего Таганая остается 2 км.

Здесь Европа встречается с Азией (отмаркирована бело-фиолетовой краской)

Экологическая тропа «Здесь Европа встречается с Азией» проходит в пределах скального отрога Уральского хребта в его западной части в районе урочища Семь братьев или Семибратка.

Маршрут состоит из 13 тематических участков и двух смотровых точек на вершинах скальных останцев, оборудованных металлическими трапами. В начале тропы находится уютная беседка, где экскурсовод расскажет об истории создания национального парка «Таганай». Далее тропа идет по западному подножью скал. Экскурсовод познакомит с историей освоения и восстановления лесов Златоустовского Урала, с особенностями их роста в суровых горных условиях и выживании во время геологических процессов (обвалы, землетрясения), следы которых можно увидеть здесь.  В середине тропы, в беседке, где можно отдохнуть после первых 2,5 км, речь пойдёт о роли особо охраняемых территорий в экологии региона. Далее тропа поворачивает и идет по восточному подножью скал. На смотровой площадке с вершины Пятого Брата открывается незабываемая панорама Таганайского горного массива на западе и лесистые пейзажи отрогов Уральского хребта на востоке. На второй смотровой площадке с вершины Первого Брата дополнением к тем же панорамам служит вид южных отрогов Урал-тау – границы Европы и Азии.

СТАРЫЕ / Малоизвестные тропы

Среднемалотаганайская или тропа через «Монблан»  (неотмаркирована)

Старая лесовозная грунтовая дорога начинается у плотины Большого Тесьминского водохранилища. Далее идет по западному склону Малого Таганая, здесь она каменистая, в дождливую погоду очень влажная. Далее - хорошо дренированная грунтовая дорога, часто с травяным покрытием, идет в распадке между Средним и Малым Таганаем. В конце перевала имеется радиальный выход на гору «Монблан» (3км). Затем - крутой каменистый спуск на Киалимскую дорогу (Нижнюю тропу) в районе Водораздела. На выходе к водоразделу тропа сильно заболочена. Не маркирована.

Карабашская тропа (неотмаркирована)

Соединяет вход в парк со стороны Карабаша и Киалимский кордон. Проложена вдоль просеки бывшей ЛЭП Златоуст-Карабаш. Во многих местах заболочена и труднопроходима, интенсивно зарастает. В настоящее время используется туристами, следующими из Карабаша и Свердловской области. Карабашский вход расположен в СВ части парка, в районе пересечения бывшей просеки ЛЭП «Златоуст-Карабаш» с рекой Большой Киалим. Не маркирована.

Ицыльская тропа (отмаркирована на …км от Киалимского кордона)

Идет от Киалимского кордона (правый берег Большого Киалима) по  западному склону хребта Ицыл, пересекает ручей Полина и выходит на Карабашскую тропу. Представляет собой старую лесовозную дорогу, местами задернованную, на пересечениях с ручьями заболоченную. Не маркирована.

Миасская тропа  (неотмаркирована)

Старая лесовозная грунтовая дорога, пользуется большой популярностью у туристов, направляющихся в парк из города Миасс (через пос. Северные печи) и от озера Тургояк.  От Миасского входа, который расположен в южной оконечности горы Ицыл, тропа плавно огибая ЮЗ склон Ицыла, выходит на Киалимский кордон (4, 5 км). Не маркирована.

Ахтенско-Шумгинская тропа (неотмаркирована)

Соединяет Ахтенский вход и гору Дальний Таганай. После брода через реку Куса старая лесовозная грунтовая дорога идет по правому берегу реки Шумга-1 до развилки Шумга-1 (район бывшего кордона), далее по старым вырубам на восток по узкой тропке, последние 3 км – по южной окраине Рысиного распадка. Ахтенский вход находится в 7 км от северной окраины пос. Магнитка в районе Ахтенского рудника.

Магнитская тропа (старая бело-голубая маркировка)

Начинается в р-не Старой Магнитки и горы Протопоп. Идет на восток в верховье реки Правая Магнитка вначале по левому, а затем по правому берегу по старой лесовозной дороге. После водораздела рек Большая Тесьма и Шумга-1 переходит в узкую тропу и пересекает в северной части Тесьминскийкурум, а через 3 км выходит в Долину Сказок, где соединяется с Верхней тропой. На тропе старая маркировка.

Уральская тропа (неотмаркирована)

Идет по западному склону Уральского хребта и выходит на Миасскую дорогу в районе перевала через хребет Ицыл. Старая лесовозная дорога имеет хозяйственное и, в меньшей степени, туристическое значение. Не маркирована.